Рекомендации и публикации в СМИ

 

 

Обще исследовательская  статья

«О пилотном проекте укрупнения субъектов Российской Федерации».

Автор статьи:

Президент Сибирского научно – производственного, экологического кластера Межрегиональное Некоммерческое Партнерство «Агропродпарк»,

Генеральный директор Закрытого Акционерного Общества «Консалтинг Плюс» — Управляющая Компания консолидированным банком активов группы компаний Сибирского Федерального Округа,

Эксперт Общественной Палаты Новосибирской области

Хлопин Юрий Анатольевич

 

Пилотный проект укрупнения субъектов Российской Федерации, который, вот уже 3 года, обсуждается в Правительстве и Государственной Думе РФ,  предполагает объединение Республики Алтай, Алтайского Края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей в единый регион – субъект РФ с названием Сибирский Край.

Войдут ли в состав этой вновь образованной  административно – территориальной единицы, ранее входившей с 1925 года по 1930 год  в РСФСР и относящиеся к Сибирскому Краю: Енисейская губерния (ныне Красноярский Край), Иркутская губерния (ныне Иркутская область), Омская губерния (ныне Омская область) ?  Этот вопрос остается открытым, и, на мой взгляд, будет не лишним вынести этот социально – политический и экономический вопрос на обсуждение широкого круга общественности и в первую очередь среди граждан, проживающих в данных регионах.

Сделаем попытку, в рамках этой статьи, провести глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций и  явлений, которые имеют значение для выше названного государственного акта, сосредоточив главное внимание на оценке  управляющих этими явлениями закономерностей, которые характеризуют сегодня социально – политическую и экономическую обстановку в Сибирском Федеральном Округе в целом и в ряде его регионов, пока еще не объединенных в новую административно – территориальную единицу.

За основу анализа предлагается взять две наиболее крупные социально – экономические задачи – консолидация гражданского общества, направленная на реализацию национальных проектов в рамках Указа Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и построение новой финансово – экономической модели, необходимость которой диктуется решением ряда проблем, названных  Главой государства в мае прошедшего года.

 

Основные вызовы современной действительности в области построения гражданского общества сформулировал В. В. Путин в своем выступлении на заседании Клуба «Валдай»  еще в октябре 2016 года – «Основные направления сегодняшней конкуренции: экономико-технологическое и идейно-информационное. Обостряются и военно-политические проблемы, и военно-политическая ситуация. Мир становится все более жестким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, — это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние — это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность».

Исходя из выше сказанного, вытекает задача, стоящая перед региональными органами власти и обществом в целом — необходимость формирования антикризисной социальной программы поддержки качества жизни тех слоев населения, в отношении которых, как государство в целом, так и общество, несут персональную ответственность:  перед пенсионерами, многодетными семьями, малообеспеченными и льготными слоями   населения  в период 2021 – 2024 годов.

Глобальные факторы и причинно – следственные связи в социальной сфере напрямую влияют на процессы построения и развития гражданского общества, а влияющие на уровень жизни граждан, влияют вдвойне.

К данным факторам относятся:

— недостаточное наполнение Федерального, регионального и муниципального бюджетов и, как следствие, несвоевременное поступление трансфертных платежей и дотаций для финансирования социальных программ и проектов, отсюда имеют место быть перекосы в распределении бюджетных денежных средств между бюджетами различного уровня и кассовые разрывы в поступлении денег;

— политика монетарных властей, направленная на снижение уровня инфляции, привела, практически, к сокращению оборачиваемой денежной массы на территории РФ и замедлению скорости оборота денег в регионах, оттоку платежных инструментов в финансовые центры России: Москва, Санкт – Петербург, Калининград, Екатеринбург;

— количество работающего населения в РФ, затраты которого на регулярные выплаты процентов по банковским кредитам, погашению основной суммы кредитования, штрафов и пени за несвоевременную оплату в регионах СФО достигло 40 %, а уровень нагрузки на семейный бюджет при этом составляет около 65 %.;

— государственная политика реализации федерального проекта по ре индустриализации  экономики и импортозамещения, проводимая за счет повышения налогов и сборов, в том числе НДС, как налога с оборота, ведет к дальнейшей нагрузке на социальные бюджеты в целом и на семейные доходы индивидуальных личностей в частности;

— неблагоприятные последствия проведенной в 90 – е годы приватизации государственных активов не эффективными собственниками привели к тому, что лишь 10 – 25 %  производственных мощностей продолжают работать в экономике России, а 90 – 75 % в зависимости от региональной политики территориальных органов власти, находятся за рамками налогооблагаемой финансово – хозяйственной деятельности юридических лиц, либо имеют оборот в сфере теневой экономики;

—  острая нехватка трудоспособного населения;

— низкая правовая дисциплина как в социальном обществе в целом, так и в среде проводимого судопроизводства.

Детальный анализ возможных форм, методов и инструментов в решении озвученных  социально – значимых проблем, предполагает необходимость претворения в практику ряда срочных мер, в том числе требующих принятия непопулярных решений.

Недостаточное наполнение Федерального, регионального и муниципального бюджетов и как следствие несвоевременное поступление трансфертных платежей и дотаций для финансирования социальных программ и проектов, отсюда имеют место быть перекосы в распределении бюджетных денежных средств между бюджетами различного уровня и кассовые разрывы в поступлении денег.

Выше обозначенную проблему как региональной власти в целом, так и муниципалитетов, включая Администрации районов, необходимо решать на основе организации альтернативных источников финансирования, за счет которых, но под гарантии региональных и муниципальных органов власти, осуществлять финансирование социальных выплат и поддержку качества жизни населения.

Первым шагом в организации альтернативных источников следует определить тотальную инвентаризация финансово – хозяйственных активов на территории региона, района, города, как муниципальных, казенных, так и прочих организационно – правовых форм собственности в среде хозяйствующих субъектов. Попутно, взаимодействуя с архивами, отделами статистики, бывшими руководителями предприятий и организаций, руками которых и проводилось разгосударствление производственных мощностей на местах, провести экскурс в историю приватизации, включая сбор информации о  том, что производило конкретное предприятие и куда реализовывало продукцию до приватизации и что производит и куда реализует продукцию в настоящее время, в том числе с целью выявления причастности конкретного предприятия (группы предприятий) к теневой экономике.

Вторым шагом должно стать формирование муниципальными и финансовыми структурами и муниципалитетами в целом,  справедливых претензий к неэффективным собственникам, владеющих  активами  в регионах в настоящее время

Третьим шагом следует, на базе имеющейся отечественной  нормативно – правовой базы, регулирующей финансово – экономические отношения хозяйствующих субъектов в РФ,  в частности института доверительного управления, запустить механизм передачи непрофильных, низко ликвидных, не рентабельных активов, которыми в силу определенных причин нынешние собственники не управляют, в доверительное управление Департаментам  Промышленности, Инноваций и Предпринимательства Муниципалитетов, (либо иным управленческим структурам при Мэрии, например, Венчурному фонду при муниципалитете) на договорной основе, но при условии, что распределением полученной  прибыли от использования выше названных активов, будет заниматься Департамент финансов и налоговой политики региона.

Разделение товарного и финансового потоков в сегодняшней финансово – экономической среде в силу общеизвестных причин, просто необходимо.

Организация переданными в  доверительное управление  активами, потребует в свою очередь организации  Школы резерва управленческих кадров при Муниципалитетах и утверждение Программ подготовки и графика проведения занятий.

Выпускники Школы одновременно должны быть поставлены в резерв на управленческие должности в муниципалитетах.

Сбор, анализ информации о имеющихся на территории регионов средних специальных и высших учебных заведений (кого готовят, по каким программам, куда идут выпускники и имеется ли система распределения выпускников) в свою очередь будет формировать уровень интеллекта гражданского общества и его управленческой элиты.

Результатом эффективной работы института доверительного управления

непрофильными, низко ликвидными и нерентабельными для конкретных хозяйствующих субъектов  активами, будет создание товариществ совместной деятельности без образовании я юридического лица , инвестиционных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и т.д., которые передадут в Консолидированный фидуциарный  Банк активов при Министерстве экономического развития региона (или при Департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства Муниципалитета, (либо  при Венчурном фонде при муниципалитете) часть своих активов, которые находятся за рамками их хозяйственной деятельности.

Создание Консолидированного фидуциарного Банка активов на основе их добровольной передачи в траст от неэффективных  собственников к Управляющей Компании, например,  при Министерстве экономического развития региона на договорной основе, в свою очередь потребует их овеществления, например, в корпоративных ценных бумагах, при обороте которых активы получат  публичность предложения, оборачиваемость, ликвидность, идентифицированные качества товара и рентабельность.

Наиболее ликвидные и высоко рентабельные активы, овеществленные в

корпоративных ценных бумагах – краткосрочных хозяйственных обязательствах, инвестиционных сертификатах, простых дисконтных  корпоративных векселях, переводных векселях – тратта, после их монетизации дадут объем денежной массы, необходимой для финансирования социальных обязательств органов власти перед населением, а также послужат основой для повышения качества жизни малообеспеченных и льготных  категорий граждан.

Для использования результатов доверительного управления сконцентрированными в Консолидированном фидуциарном Банке активами, в том числе полученной денежной массой, в целях финансирования социальных обязательств, в первую очередь в периоды кассовых разрывов поступлений трансфертных платежей из Федерального и Регионального бюджетов в бюджеты муниципалитетов, потребуется либо прямая договоренность с учредителями доверительного управления — получение с их стороны разрешения на использование созданных на базе их активов финансовых инструментов для финансирования социальных обязательств органов власти (благотворительность), либо  организация механизма гарантий со стороны Департаментов финансов и налоговой политики муниципалитетов о выплате, причитающейся по итогам доверительного  управления сумме прибыли владельцу активов – участнику товарищества (или члену Венчурного фонда). Таковым может быть, прежде всего, механизм овеществления  активов в документарных Краткосрочных Бюджетных Социальных Обязательствах (КБСО) Муниципалитетов, либо заключение договоров о солидарной ответственности (аваля) на сумму имеющейся бюджетной строки по ценным бумагам, выпуск  которых проводится Управляющей Компанией Консолидированным фидуциарным Банком активов товарищества.

Для увеличения скорости движения исключительного средства платежа — КБСО, в отсутствие (или нехватки) оборотных денежных средств для финансирования социальных обязательств, контроля за их оборотом и целевым применением, потребуется создание Единого Центра по бездокументарному электронному обороту КБСО при Департаменте Муниципалитета, либо в структуре Венчурного Фонда при муниципалитете.

Политика монетарных властей, направленная на снижение уровня инфляции, практически  привела к сокращению оборачиваемой денежной массы на территории РФ и замедление скорости оборота денег в регионах, оттоку платежных инструментов в финансовые центры России: Москва, Санкт – Петербург, Калининград, Екатеринбург.

Данная финансово – экономическая ситуация  является общегосударственной

проблемой, но она напрямую влияет на экономику регионов и на состояние качества жизни граждан, проживающих на определенной территории РФ, в том числе в СФО.

Устранением отрицательных факторов данной проблемы без нарушения норм общегосударственного строительства РФ следует рассматривать в свете дальнейшего

совершенствования инструментов применения  доверительного управления активами Консолидированного фидуциарного  Банка товарищества – использование корпоративных

ценных бумаг, электронных КБСО, в которых  овеществлены активы, в качестве временного исключительного средства платежа по социальным обязательствам при

условии установления узкого коридора ликвидности   данных территориальных «суррогатных»  платежных средств.

В настоящее время, вследствие сокращения объемов обращаемой в регионах денежной массы, которая напрямую квотируется ЦБ РФ, направляемыми инструкциями и

циркулярами в адрес региональных банков, разветвленные сети платежных терминалов коммерческих банков либо прекращают свою работу, либо временно выводятся из

финансового оборота по обслуживанию движения денежных потоков.

В этой связи, перепрограммирование имеющейся сети банковских электронных терминалов в аптеках, продовольственных  и промышленных супермаркетах городов и

поселков на прием и учет бездокументарных электронных КБСО через персональные долговые пластиковые карты граждан – субъектов социального финансирования, позволит

не только задействовать на платной основе в пользу банков простаивающую финансовую аппаратуру, но и даст возможность использования альтернативных, пластиковых,

узко ликвидных, временно используемых, исключительных средств платежа для соблюдения графиков финансирования социальных обязательств, целью которых,  в

конечном итоге, является обеспечение слабо защищенных слоев населения лекарствами, продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости.


Количество работающего населения в РФ, затраты которого на регулярные

выплаты процентов по банковским кредитам, погашению основной суммы кредитования, штрафов и пени за несвоевременную оплату, достигло 40 %, а уровень нагрузки на семейный бюджет при этом составляет около 65 %.

Данная социальная проблема, первопричина которой кроется в формировании неблагоприятной кредитно – денежной политики монетарных властей и ЦБ РФ в отношении основных слоев гражданского общества в России, требует немедленного решения ввиду наличия на ее основе острой социальной напряженности.

В рамках муниципальных органов власти в этом направлении можно применить следующие механизмы, результатом использования которых нагрузка на бюджеты домохозяйств и граждан будет существенно снижена.

Прежде всего, в рамках товарищества, организовавшего Консолидированный фидуциарный Банк активов (либо в рамках деятельности Венчурного фонда при Мэрии) следует запустить механизм участия выше названных хозяйствующих структур в электронных торгах, которые регулярно проводят ряд  торговых площадок в г. Москве, Санкт – Петербурге и Екатеринбурге, где к покупке (равно как и к продаже)  предлагаются:  дебиторская задолженность, кредитные и иные долговые обязательства юридических лиц, таможенный конфискат,  иные материальные активы по цене 10 – 30 % от их номинальной стоимости для последующей передачи по цессии, в статусе опционов, должникам – физическим лицам для взаимозачета по долгам перед банками, ЖКХ, Управляющими Компаниями и иным  социальным  долгам.

В условиях, когда юридические лица, граждане и их общественные объединения обременены долговыми обязательствами, которые коллекторские агентства постоянно, годами и ежедневно пытаются взыскать, такие юридические механизмы, как переуступка

прав требования кредитора в рамках договора цессии, с использованием ценных бумаг – переводных векселей – тратты, простых дисконтных векселей в статусе безусловных долговых обязательств, наряду с применением соглашений о замене стороны в договоре, должны дать необходимый социальный финансово – экономический эффект.

Государственная политика реализации федерального проекта по ре индустриализации  экономики и импортозамещения, проводимая за счет повышения налогов и сборов, в том числе НДС, как налога с оборота, ведет к дальнейшей нагрузке на социальные бюджеты в целом и на семейные доходы индивидуальных личностей в частности.

Решение данной проблемы потребует от муниципальных органов власти наличия определенной степени оппозиционных взглядов на формы и методы реализации данной политики в регионах. Прежде всего,  необходимо, активам, сконцентрированным в Консолидированным  фидуциарном Банке и овеществленным в корпоративных ценных бумагах, придать статус Региональных (Муниципальных) фондовых капиталов, вывести механизмы их использования за рамки морально устаревшей и простейшей, для современных экономических реалий, схемы Товар – Деньги – Товар, что также диктуется сегодня и условиями фискальной государственной налоговой политикой.  Возможность использования КБСО, целью применения которых является исполнение бюджетных обязательств перед слабо защищенными слоями населения для их своевременного обеспечения лекарствами, продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости, под гарантии региональных органов власти, в объеме утвержденной в рамках действующего законодательства, бюджетной строки, позволит также решить как минимум еще три проблемы, которые имеют место быть в реальном российском социуме.

Повышение цен на продукты питания, услуги и товары народного потребления в связи с принятым Правительством РФ решением  о повышении ряда налоговых сборов и

платежей, в первую очередь налога с оборота – Налога на добавленную стоимость (НДС), объективно, приведет к росту цен на энергоносители, транспортные услуги, ЖКХ, и т.п., и

как следствие, приведет к дальнейшему падению уровня жизни и платежеспособности населения.  Данный фактор, в свою очередь, приведет к падению ликвидности товарной

массы – товаров народного потребления, и в первую очередь продуктов питания, срок потребления, которых,  в основной своей массе, имеет ограниченный срок годности, будут

просто выбрасываться, так как на муниципальном и даже региональном уровнях отсутствуют специализированные производственные структуры и мощности по их

переработке в иные полезные свойства. Уже сегодня руководители крупнейших супермаркетов СФО столкнулись с проблемой ликвидности своих товаров, а в условиях требований со стороны владельцев данного бизнеса не снижать уровень доходности торговых предприятий, принуждает их прибегать к серым схемам реализации залежавшегося товара – замена

этикеток на товаре с истекшим сроком потребления на новые,  с последующей реализацией через иные торговые сети, порождает проблему продовольственной

безопасности населения не в плане отсутствия продуктов питания, а в части их непригодности к потреблению. Исходя из выше изложенного, с владельцами крупнейших торговых предприятий, таких, как Лента, Пятерочка, Ярче, Холидей и ряда других, достигнуты договоренности, что при наличие системы учета долговых обязательств – перепрограммирование

банковских терминалов по обороту пластиковых денег на учет долговых обязательств и конкретных гарантий со стороны региональной власти в части  погашения долгов за

продукты питания и товары народного потребления, сроки реализации которых заканчиваются, о готовности принимать в оплату исключительные, временные, узко

ликвидные платежные средства в форме КБСО, которые будут скапливаться у конкретной торговой структуры. Основная группа торговых предприятий готова к отсрочке платежа

по продуктам питания  на срок в 45 – 50 дней, по товарам народного потребления и лекарствам на 60-90 дней.

Неблагоприятные последствия проведенной в 90 – е годы приватизации государственных активов не эффективными собственниками привели к тому, что лишь 10 – 25 %  производственных мощностей продолжают работать в экономике России, а 90 – 75 % в зависимости от региональной экономической политики территориальных органов власти, находятся за рамками налогооблагаемой финансово – хозяйственной деятельности юридических лиц, либо имеют оборот в сфере теневой экономики.

Качественное изменение социальной структуры населения  регионов на базе реформирования их экономического базиса, изменения структуры производительных сил для их приведения в сбалансированное соответствие по отношению к имеющимся средствам производства, должно сопровождаться организацией предприятий с различными  организационно – правовыми формами собственности, включая приватизацию муниципальных унитарных предприятии и казенных учреждений.

Каждый вновь созданный хозяйствующий субъект должен возглавляться выпускником Школы кадрового резерва при Муниципалитете, что даст возможность жестко и централизованно регламентировать финансово – хозяйственную политику этих юридических лиц в интересах, в первую очередь, для наполнения муниципального бюджета.

Кроме того, товарищество будет наделять вновь созданные Общества, на условиях доверительного управления,  активами определенной направленности из Консолидированного фидуциарного Банка (старт – ап), включая наполнение Уставных капиталов этих юридических лиц.

Следующим этапом и составной частью решения названной выше проблемы, должна стать борьба с региональными экономическими диверсиями – отсечение теневых капиталов, обеспечивающих товарно – денежные отношения в сфере теневой экономики путем приведения, обращаемой в регионе денежной массы в соответствие с производимой на его территории промышленной и сельскохозяйственной продукцией и услугами, а также путем наведения жесткого порядка и контроля в сфере наличного и иного оборота денежной массы, в том числе путем замены реальных денег на деривативы с чрезвычайно узким специально сформированным ликвидным коридором.

Острая нехватка трудоспособного населения.

Проблема острой нехватки трудоспособного населения в РФ диктуется не только демографическим  провалом  1941 — 45 г.г. в плане воспроизводства народонаселения страны, что будет давать свой отрицательный эффект вплоть до 2024 года, но также в отсутствии государственной (региональной) политики регулирования социальной структуры населения как страны в целом, так и в отдельных регионах.

В 2010 году в рамках последней переписи население РФ практически составило 142 млн. чел., при этом социальный состав населения в целом по РФ представляет собой крайне неблагоприятную для экономики страны  структуру:

— Пенсионеры (58 % из общей численности населения) — 76.560.000 чел.;

— Вооруженные Силы, Флот, вольнонаемные, контрактники, военные ВУЗы и НИИ – 1.420.000 чел. (в том числе 355.000 чел.– офицеры, 1.886 чел.– генералы и адмиралы, 10.523 чел. – аппарат Министерства Обороны, 11.290 чел. – органы военно – территориального управления)

— Силовые структуры – 7.689.000 чел. (в том числе: ФСБ, ФСО, ФПС, ФАПСИ, СВР 2.140.000 чел., МЧС, МВД, ФМС, ВВ, Министерство Юстиции, Прокуратура 2.536.000 чел., таможня, санитарные и прочие инспекции 1.238.000 чел., частные охранники, детективы, секьюрити 1.775.000 чел).

— Аппарат управления и чиновники всех уровней и рангов – 6.250.000 чел. (в том числе: чиновники лицензирующих, контролирующих и регистрирующих органов

— 1.312.000 чел., аппарат МИД и госзагранучреждений 91.000 чел., служащие Федеральных министерств и ведомств 1.253.000 чел., клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов 1.724.000 чел., Депутаты и сотрудники аппаратов властных структур всех уровней 1.870.000 чел.).

-нотариусы, работники юридических бюро, адвокаты и заключенные – 1.842.000 чел.

— Священнослужители и обслуга религиозных и культовых объектов – 412.000 чел.

— Малолетние дети, школьники, учащиеся колледжей и ПТУ, студенты ВУЗОв – 15.000.000 чел.

— Безработные – 7.790.000 чел.

ВСЕГО – 111.963.000 чел.

— Занятые в сфере производительного и управленческого труда (в том числе сельскохозяйственного) производства – 25.037.000 чел.

За прошедшие почти девять лет количественные показатели населения несколько увеличились, но структура его в целом осталась на прежнем уровне.

Проблему нехватки производительных сил на региональном уровне можно решить двумя способами – привлечением на низко производительный, не квалифицированный труд мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, либо проведением социального маневра путем перераспределения трудоспособного населения по социальным группам в зависимости от текущей экономической ситуации.

Первый способ требует строительства (организации) Единого Центра адаптации мигрантов к условиям жизни и труда в суровых климатических и социально – политических условиях Сибири, что в свою очередь потребует организации системы по координации работы органов власти, которые реализуют государственную миграционную политику, в том числе на региональном уровне.  Координация миграционной политики, а в каждом регионе она должна иметь свои приоритеты, потребует активных проявлений законотворческих  инициатив по развитию регионального законодательства в области государственной социальной политики, в том числе в отношении социальной, культурной адаптации мигрантов – выходцев из стран СНГ.

Реформирование экономического базиса региона с целью реорганизации слабо развитых и ограниченных в своих финансово – экономических возможностях хозяйствующих субъектов в мощные группы компаний, способные конкурировать с производителями других регионов РФ, также внесет свой вклад в изменение социальной структуры населения, как городов, так и всего региона в целом.

Качественное изменение социальной структуры населения на базе реформирования  экономического базиса региона, изменение структуры производительных сил неизменно приведет в сбалансированное соответствие имеющиеся производительные силы по отношению к имеющимся средствам производства.

Требование к совершенствованию существующей модели экономического управления неизбежно приведет к организации  государственно – частного и муниципально – частного  партнерства, в том числе в сфере создания источников финансирования под будущую бюджетную строку областного и муниципальных  бюджетов. Разработка и  реализация программ по привлечению студенческих коллективов и профессорско-преподавательского состава региональных ВУЗов и научно – исследовательских институтов также явится источником модернизации существующих производств.

Низкая правовая дисциплина как в социальном обществе в целом, так и в среде судопроизводства.

Главной причиной выше названной ситуации является не только сложность правового законодательства  с его многочисленными поправками и пунктами утратившими силу,  за которыми и профессиональные юристы угнаться зачастую не в состоянии, но и отсутствие глубокого анализа применения нормативно – правовых норм в повседневной жизни общества, к чему  призваны заниматься пленумы вышестоящих судов, включая обобщение и гласность в правоприменительной практике органов прокуратуры.

Сложность законов по-прежнему компенсируется не обязательным их исполнением.

Особое место в среде судопроизводства, которое не менее чем иные факторы, влияет на социальную напряженность в обществе, занимает наличие такого института, как мировые судьи и выносимые ими в рамках приказного судопроизводства судебные приказы, именно  здесь имеет место быть острая социальная несправедливость в части взыскания кредитно – банковской задолженности с граждан в пользу коммерческих банков и прочих небанковских кредитно – финансовых учрежюений.

Так, ряд коммерческих банков, например, на территории города Новосибирска, прибегая к судопроизводству в части взыскания любыми методами кредитной задолженности граждан, игнорируют целый ряд нормативно – правовых и законодательных актов, прежде всего таких, как ограничение полномочий мировых судей при рассмотрении судебных дел   на строго определенную к их компетенции сумму.

На практике судьи выносят судебные приказы о наложении арестов на банковские счета, пенсии, иные источники материального обеспечения физических лиц, невзирая на их текущее материальное положение, в целях обеспечения исков кредитно – финансовых организаций в объемах в несколько раз, превышающих их долговые обязательства.

Служба судебных приставов – исполнителей в рамках исполнительного производства в погоне за своим исполнительским сбором в размере 7 % от суммы иска, в свою очередь, не только накладывает арест на источники денежных поступлений граждан, но и производят платежи в пользу банков в размере, часто превышающем 50 % от суммы доходов конкретного физического лица.

На территории, например,  города Новосибирска, имеют место быть случаи, когда у гражданина с пенсией в 13.000 руб. в пользу банка изымают не 50 %, то есть 6.500 рублей, а почти 10.000 руб.,  игнорируя при этом Постановления Правительства РФ о прожиточном минимуме на текущий квартал, как например, на третий квартал 2019 года величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 11.163 рубля  а для пенсионеров – 9.050 рублей.

Объемы ранее произведенных выплат в пользу банков со стороны физического лица при этом, также не принимаются во внимание. В городе Новосибирске есть примеры, когда 6 лет назад гражданин взял потребительский кредит в Западно – Сибирском Коммерческом Банке  в сумме 100.000 рублей, выплатил 560.000 рублей, но, не смотря на это мировой судья вынес судебный приказ удовлетворить иск банка в полном объеме, то есть вынес решение о выплате гражданином в пользу банка еще 296.000 рублей.

Возможные формы, методы и инструментарий реализации проекта повышения  качества жизни конкретных социальных групп (личностей), прежде всего, заключаются в организации схемы материального обеспечения граждан и семей на территории региона, а также дополнительных оплат  гражданам за счет источников Министерства социального развития, труда и занятости населения региона и аналогичного Департамента муниципалитета. Значительную роль при этом играет организация системы по координации работы органов власти, которые реализуют государственную социальную политику на территории конкретного региона, города, района.

Повышение уровня питания социальных групп – пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, слабо защищенных слоев населения и т.п. прежде всего, предполагает организацию (строительство) Регионального (Городского) Комбината Общественного Социального Питания, который будет авансировать  сельскохозяйственных производителей под договора контрактации  с присвоением им статуса поставщиков продукции сельскохозяйственной переработки и продуктов питания для нужд  Комбината Общественного Социального Питания.  Организация в микрорайонах  городов, поселков площадок для раздачи горячего питания слабо защищенным слоям населения и нуждающимся гражданам, также не должно остаться без внимания власти и общества.

Улучшение окружающей среды (экология, среда проживания) требует в

первую очередь проведение регламентных природно – ландшафтных работ по утилизации и   восстановлению нарушенных земель загрязненных радиационными отходами, нефтепродуктами, ТБО и т.п.

Охрана здоровья, уровень оказания медицинских услуг не должно сводиться только лишь к строительству Городских Центров современных медицинских технологий, но также должно учитывать и строительство районных Центров реабилитации слабо защищенных слоев населения в сочетании с  программой организации мобильной медицины.

 Формирование комфортной информационной среды  должно включать в себя организацию эффективной структуры взаимодействия социального управления по звеньям: Министерство социального развития, труда и занятости региона — Департамент муниципалитета – Отделы социального обеспечения в районах городов и райцентров.

Организация такого рода взаимодействия, в свою очередь, потребует создания

Единого Регионального Реестра получателей социальных пособий и выплат, а также организации Единого Реестра источников финансирования для выплат социальных пособий и платежей, формирование графика денежных поступлений формирующих источники этих выплат и  сопряженного с ними  графика проведения социальных платежей.

Вся эта работа должна сочетаться с единым информационным потоком – проведение  цикла лекций и научно – практических конференций, тематических телепередач на тему «Власть и общество».

Итак, как было заявлено выше, построение новой финансово – экономической модели, необходимость которой диктуется решением ряда проблем, названных Главой государства в мае прошедшего года, напрямую будет влиять на решение задач, перечисленных  в первой части данной статьи.

Построение новой финансово – экономической модели  общества диктуется рядом угроз в сфере  социально — экономической безопасности, к которым в первую очередь можно отнести:

— стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

— использование дискриминационных  мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным ресурсам и современным технологиям;

— изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых» технологий;

— исчерпание экспортно – сырьевой модели экономического развития, снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно – технологическими изменениями;

— слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов, в том числе в сфере управления;

— усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации.

Главным в противостоянии этим угрозам является формулирование основных задач для науки, технологии и образования,  то есть ключевых инструментов построения новой финансово – экономической модели построения развитого гражданского общества:

—  Развитие системы научных, проектных и научно – технических организаций, способных обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ РФ, оборону страны, государственную и общественную безопасность.

—  Развитие функциональных научных исследований и формирование научно – технических заделов на перспективу.

—  Повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан.

Сегодня высшие руководители страны ставят экономическую задачу снижения энергетических  и сырьевых затрат на единицу произведенной в России промышленной продукции. В этой связи, не лишним будет обратить внимание на выводы одного из известных мировых экономических аналитических агентств, суть которых сводится к тому, что в РФ в 2000 – 2020 годах качественных изменений в обновлении производственных мощностей РФ не произошло, производительные силы и способы производства в целом остались на прежнем советском уровне, изменился лишь способ присвоения результатов этого производства (из общественного он превратился в частный), а материально – сырьевые и энергетические затраты на производство одной единицы продукции выросли в 3,5 – 4 раза. Отсюда вывод,  в различных секторах экономики РФ (а следовательно и в регионах) фактически производится не одна единица продукции с повышенными затратами, которые равны производству 4 – х единиц, а производятся по — прежнему 3 – 4 единицы, но из них две, а то и три реализуются в сфере теневой экономики.  Это подтверждается, также, и объективным экономическим законом о коэффициенте  монетизации.

Коэффициент монетизации, равный:  K=M2/ВВП

, где К – коэффициент монетизации, М2 денежный агрегат, который характеризует объем обращаемых в экономике страны денег, ВВП – объем валового внутреннего продукта.

Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он показывает, насколько валовой продукт обеспечен деньгами (или сколько денег приходится на рубль ВВП).

В развитых странах коэффициент монетизации монетарные власти не опускают ниже 0,6 – 0,7 , а зачастую близок к единице.

В России этот показатель ниже 0,1.

Многие всемирно известные экономисты считают, что низкий показатель коэффициента монетизации свидетельствует о высоком уровне теневой экономики в стране, а также о наличии  «серого» государственного бюджета.

Необходимость организации новой финансово – экономической модели диктуется еще и наличием государственной фискальной налоговой политики, и соответствующей ей, устаревшей, по  мнению многих отечественных экономистов и финансистов, системе бухгалтерского учета и иной отчетной документации  в сфере регулирования налогообложения.

Главными показателями  в любой экономике являются:

— Ликвидность активов хозяйствующего субъекта

- Финансовая устойчивость предприятия

— Коммерческая эффективность финансово – хозяйственной деятельности субъекта

—  Имущественное положение компании.

Ликвидность абсолютная:

(ДС + КФВ):ТП= от 0,2 до 0,5

ДС- денежные средства

КФВ- краткосрочные финансовые вложения

ТП- текущие пассивы или краткосрочные обязательства

Данный показатель  дает ответ на вопрос — какую часть краткосрочных обязательств предприятие может покрыть в кратчайшие сроки за счет имеющихся в наличии денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Считается, что если значение коэффициента находится за пределами нижней границы, то предприятие считается финансово несостоятельным в настоящий момент.

 

Ликвидность срочная:

(ДС + КФВ + ДЗ):ТП = от 0,7 до 1

ДС — денежные средства

КФВ – краткосрочные финансовые вложения

ДЗ — дебиторская задолженность

ТП – текущие пассивы (краткосрочные хозяйственные обязательства)

Данный коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может покрыть в краткосрочном периоде при условии своевременности осуществления расчетов с дебиторами. Если значение коэффициента срочной ликвидности находится за пределами нижней границы, то предприятие является финансово несостоятельным на ближайшее время.

Если значение коэффициента срочной ликвидности находится за пределами верхней границы диапазона, то это свидетельствует о том, что предприятие не рационально использует свои денежные средства, не реинвестирует их в расширение бизнеса, либо не осуществляет иные доходные (альтернативные) вложения финансового капитала.

 

Ликвидность  текущая:

(ДС + ДЗ + ЗТМЦ + НДС + ОА) : ТП = от 1 до 2

ДС – денежные средства

ДЗ – дебиторская задолженность

ЗТМЦ — товарно – материальные запасы

НДС — к возмещению

ОА- оборотные активы

ТП — текущие пассивы (краткосрочные хозяйственные обязательства)

Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть покрыта оборотными активами в кратчайшие сроки.

Считается, что значение данного коэффициента должно находиться в границах от 1 до 2. Если данный коэффициент находится за пределами нижней границы, то предприятие не обладает достаточной ликвидностью в краткосрочном периоде.

Если значение коэффициента текущей ликвидности находится за пределами верхней границы показателя, то предприятие нерационально использует оборотные активы, но при этом признается имеющим высокую ликвидность в краткосрочном периоде.

 

Финансовая устойчивость.

Под данным термином понимается степень зависимости капитала предприятия от внешнего финансирования и его способность к устойчивому функционированию путем рационального использования собственного и заемного капитала.

Основным показателем финансовой устойчивости предприятия является коэффициент соотношения заемных и собственных денежных средств:

Кз/с = ЗК : СК

Кз/с — коэффициент заемных средств

ЗК - заемный капитал

СК- собственный капитал

Считается, что структура капитала предприятия удовлетворительная, если соотношение заемного и собственного капитала не менее 0,7.

 

Коммерческая эффективность или показатель рентабельности капитала предприятия:

R= ЧП :СВК

R- рентабельность капитала

ЧП- чистая прибыль

СВК- совокупные капитал предприятия, который складывается из суммы заемного и собственного капитала.

Коммерческая эффективность предприятия очевидна, если данный показатель более 0.

 

Имущественное положение,  если  предприятие считается имущественным комплексом, задействованным в бизнесе, дающим получение дохода, то оценка имущественной эффективности высчитывается через показатель стоимости предприятия.

Имущественная эффективность предприятия имеет место быть, если данный показатель более 0.

Понятие ликвидности употребляется не только по отношению к денежной системе, но и к кредитно-банковской, международной валютной, системе платежных балансов хозяйствующих субъектов и т. д.

Ликвидность по отношению к деньгам — это их свойство быть использованными своим владельцем для немедленного приобретения необходимых благ.

В зависимости от конкретной формы, в которой существуют деньги (наличные и безналичные), усиливается, или, напротив, снижается ликвидность денег.

Так, наличные деньги намного ликвиднее безналичных, а в безналичной денежной массе деньги на текущих счетах, которые можно использовать посредством чеков, переводов, кредитных карточек, гораздо ликвидные, чем  деньги на срочных вкладах, так как на последних существует временное ограничение, в течение которого владелец счета не может воспользоваться всей суммой вклада, а лишь процентами по нему.

Ликвидность различных форм денег по степени возрастания ликвидности представляет собой следующую картину:

  • Деньги на срочных и сберегательных банковских вкладах;
  • Деньги на вкладах до востребования (текущих) чеки, векселя, платежные

поручения, кредитные карточки, электронные деньги, дорожные чеки;

  • Наличные деньги, банкноты, ассигнации, казначейские билеты, разменная монета.

Наименьшей ликвидностью, при этом, в отечественной экономике, в отличии от западных экономик, обладают ценные бумаги, в том числе: биржевые, котировальные, прошедшие пред листинг и листинг, корпоративные ценные бумаги с биржевого и вне биржевого неорганизованного рынка финансовых инструментов.

Структура денежной массы постоянно меняется и при этом данный показатель для региональной экономики является одним из важнейших факторов.

В современной мировой денежной системе заметно снизились темпы роста денежной массы и деньги начали работать лучше.

В РФ из недостатков денежной системы можно отметить большую долю наличных денег (42-65%), то есть требование Высшего Совета ВТО при вступлении России в эту Всемирную Торговую Организацию, о приведении соотношения наличной денежной массы в объеме 15 % по отношению к безналичной в 85 % к 2017 году Правительством РФ так и не выполнено.

В развитых странах показатель наличных денег в товарно – денежном обороте едва достигает 7-10%.

Структура денежной массы, как правило, представлена системой агрегатов от M0 до  M3
struct_money

Соотношение между агрегатами меняется в зависимости от экономического роста.

Изменение объема денежной массы — результат влияния двух факторов:

— изменение массы денег в обращении;

— изменение скорости их оборота.

Объективный экономический закон Ирвинга Фишера (в России известен как  «Уравнение обмена»):

М  Х V = W Х Y

M- денежная масса умноженная на скорость оборота каждой денежной единицы

V — скорость оборота каждой денежной единицы

W- объем произведенной продукции и услуг умноженный на уровень цен

Y- уровень цен

 

Изменение скорости оборота денег зависит от:

  • общеэкономических факторов, показывающих, как идет производство, как

меняется цикличность экономического развития, рост цен, темпы роста важнейших отраслей экономики;

  • монетарных факторов: какова структура платежного оборота (сколько

задействовано наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций, развитие взаиморасчетов, уровень процентной ставки по кредиту;

  • частоты выплат денег и доходов, уровня сбережений и накоплений, равномерности

траты денег.

Влияние инфляции на рост скорости обращения денег объясняется тем, что покупатели увеличивают покупки для того, чтобы оградить себя от экономических потерь вследствие понижения покупательной способности денег.
Правила регулирования структуры денежной массы.

Делить денежную массу на M0,M1 M2,M3  необходимо, если нужно обеспечить государственное регулирование объема денежной массы и не допускать непредвиденной инфляции (рост цен). При обращении денег важно не только количество абсолютно ликвидных денег М1, но и то количество денег М2, которое быстро может превратиться в М1. Также и М3 может при некоторых условиях стать средством платежа М1.

С помощью распределения денежной массы на агрегаты Центральный банк РФ оказывает влияние на денежную массу М1, повышая ее или снижая (или сдерживая ее рост).

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в отдельно взятой стране, в течение какого-то определенного периода, обычно одного года.

Термин ВВП часто используют для оценки состояния экономики.

Важнейшая деталь для определения валового внутреннего продукта — суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров. О чем это говорит?

Как уже было сказано, ВВП часто используют для оценки состояния экономики и на этот показатель влияет конечная рыночная стоимость товаров и услуг, на которые, в свою очередь влияют инструменты фискальной политики, в частности налоги и сборы.

Иными словами, для того, чтобы конечная стоимость наших товаров и услуг была выше, необходимо на каждом этапе, в каждом звене экономических цепочек, оказывать воздействие на стоимость продукта, один из таких примеров — это налог на добавленную стоимость (НДС).

Соответственно, чем продукт сложнее, чем в большем количестве звеньев экономических цепочек он участвует, тем выше будет конечная стоимость продукта (товара или услуги).

А теперь представьте, насколько обширна и разнообразна экономика каждого региона, какой уровень разделения труда в ней, т.е. сколько существует профессий.

Как повысить ВВП в таком случае?


Один из способов, это увеличить налоговую нагрузку на каждом этапе производственного цикла и тогда будет получен рост показателя.

 Об этом также нужно помнить, когда в обществе публикуется экономическая статистика, показывающая падение показателя ВВП, а также наблюдаются процессы по повышению налогов. Если не налогов, то сборов.

Об этом важно помнить, поскольку этот процесс указывает на серьезные процессы в экономике, если за счет искусственного увеличения стоимости продукта, пытаются уменьшить падение ВВП.

Важной составляющей частью формирования новой финансово – экономической модели общества должна быть комплексная программа генерирования Региональных фондовых капиталов, в том числе оборачиваемых через Региональный Фидуциарный Банк, Фидуциарный банк – банк, счетами которого по доверенности управляет либо сам банк, либо  трастовая фирма, при этом счет остается за балансом банка, а весь риск несет клиент, а банк лишь получает комиссионные.

Подобная модель построения банковских структур позволит:

1) Овеществить в корпоративных ценных бумагах не материальные активы хозяйствующего субъекта, которые в сегодняшних реалиях отечественной экономики невозможно отразить в балансе и, следовательно, невозможно применить в финансово – хозяйственном обороте предприятия.

2) Овеществленные, как материальные, так и не материальные активы, в статусе Фондовых региональных капиталов, могут  быть использованы в форме деривативов 4 – ого уровня как средство взаимного платежа между определенным кругом хозяйствующих субъектов по взаимному согласию между ними, что приведет не только к ликвидации рублевых кассовых разрывов, но и минимизирует налогообложение в части НДС, ввиду его отсутствия при купле — продаже ценных бумаг.

3) Материализация не материальных активов в ценные бумаги приведет к увеличению коэффициента срочной ликвидности предприятия, так как позволяет включить их по показателю «Прочие оборотные активы» в бухгалтерский баланс предприятия, а также увеличить финансовую устойчивость и коммерческую эффективность хозяйствующего субъекта.

4) Получить гарантированный сбыт продукции по цене фьючерсного договора – соглашения об обязательном обратном выкупе собственных долговых обязательств путем отгрузки продукции по итогам завершения производственного цикла.

5) Дает возможность, вследствие интеграции хозяйствующего субъекта в финансово – экономический оборот целой группы хозяйствующих субъектов, как собственного региона, так и иных регионов РФ, получить доступ к консолидированному банку активов данной группы, ее возможностям в использовании административного ресурса, как регионов, так и центральных органов власти РФ, что в конечном итоге позволит снизить постоянные издержки на производство единицы продукции, например, вследствие получения ГСМ по более низким ценам, целевым дотациям для удешевления энерго тарифов и т.д.

6)  Позволит участвовать, посредством продаж краткосрочных хозяйственных обязательств, в торгах по реализации продукции в других регионах на условиях самовывоз Франко – склад производителя без реального перемещения товара, включая продажи через электронные площадки Всероссийской биржи продажи активов.

7) Даст возможность монетизировать бюджетные строки как регионального, так и Федерального бюджетов, направленных на поддержку региональных секторов экономики, при отсутствии их реального денежного наполнения, через юридические механизмы солидарной ответственности и авалирования корпоративных ценных бумаг.

8) Позволит  региональной власти снять с себя зависимость, в части получения трансфертных платежей на поддержку экономики региона из Федерального бюджета, включив механизм самофинансирования и внутреннего инвестирования хозяйствующих субъектов региона за счет фондовых региональных капиталов, чем ослабить нагрузку на Федеральный бюджет.

9) Сконцентрировать ключевые рыночные ресурсы и внешние компетенции для получения синергетического эффекта с целью адаптации хозяйствующих субъектов региона к постоянно изменяющимся условиям отечественной бизнес – среды в сфере промышленного и аграрного производства и  получения на этой базе максимальной прибыли от финансово – хозяйственной деятельности региональной экономики.

10) Оформить переводными векселями – тратта дебиторские и кредиторские задолженности хозяйствующих субъектов региона для инвентаризации их объемов, упорядочения и реструктуризации.

11) Получить реальные инструменты для организации процессов бюджетирования в финансово – хозяйственной сфере региона.

12) Использовать производные финансовые инструменты для организации постоянной работы по улучшению структуры активов в экономике региона.

Построение новой финансово – экономической модели позволит решить проблему пополнения оборотных средств, ликвидации кассовых разрывов в финансово- хозяйственной деятельности юридических лиц в условиях сегодняшней кредитно — денежной политики Федеральных монетарных властей, которая,  мягко говоря, привела сегодня к тому, что основная масса хозяйствующих субъектов, и в первую очередь в аграрном секторе, не обладают в достаточном объеме средствами, вследствие чего их конкурентная способность на этом рынке остается по – прежнему низкой, в том числе в силу отсутствия возможности производить предоплату, что является системной и не только в регионах СФО.

Это проблема экономики практически всех регионов,  и связана она, прежде всего, с текущей политикой монетарных властей РФ в отношении централизованного финансирования, посредством трансфертных платежей из Федерального бюджета через систему казначейств, практически всех региональных бюджетных затратных платежей.

Система налогообложения хозяйствующих субъектов в РФ, как известно, построена таким образом, что основная доля налоговых финансовых потоков концентрируется в Министерстве финансов России. Да, централизация управления финансами в такой огромной стране, как  Россия, необходима с точки зрения целостности управления страной с Федеративным государственным устройством, и это понимают в профильных комитетах Государственной Думы и стремятся, практически ежеквартально, вносить системные поправки в Федеральный бюджет в интересах того, или иного региона, или сектора экономики в целом.

Соответствующее Постановление Правительства РФ с рекомендациями территориальным властям о покрытии кассовых разрывов в финансовых потоках за счет эмиссии региональных ценных бумаг – региональных облигаций, ввиду отсутствия на местах источников погашения этих займов, вряд ли получит широкое практическое применение.

В Сибирском Федеральном округе для решения этой проблемы нашей консалтинговой компанией был проведен экскурс в историю приватизации активов хозяйствующих субъектов нескольких регионов по схеме:

  • какой вариант льгот был применен в процессе приватизации,
  • что производил хозяйствующий субъект до приватизации и куда реализовывал продукцию,
  • что производит сейчас и куда реализует продукцию.

Данные исследования, в купе с тотальной инвентаризацией региональных активов, не имели целью пересмотреть итоги приватизации 90 – х годов, хотя в процессе работы с территориальными налоговыми органами, архивами, бывшими руководителями предприятий, и были выявлены значительные нарушения в этой сфере, но  нам необходимо было сформировать, совместно с региональными Министерствами экономического развития, справедливые претензии к неэффективным собственникам, а также, выявить причастность ряда сегодняшних владельцев бывшими государственными активами, к теневой экономике.

Не считаю возможным в  рамках этой статьи досконально останавливаться на итогах нашего общественного журналистского расследования, назову лишь одну цифру по Сибирскому  Федеральному Округу из приватизированных в 90-х годах активов, в настоящее время в экономике регионов  работает лишь от 8 – до 25 %, а где применяются оставшиеся 92  — 75 % (и применяются ли вообще?) региональные власти, как правило, не знают.

Фактически это означает, для руководства ряда регионов, потерю управления рычагами региональной экономикой, если таковая у них  еще сохранилась.

Практическое применение исследований привело к созданию в августе 2012 года Сибирского Научно-производственного экологического кластера Межрегиональное некоммерческое партнерство «Агропродпарк» (инвестиционное товарищество) на базе Межрегионального некоммерческого партнерства «Сибирский деловой клуб», которое успешно работало в Томской области с апреля 2006 года.

В настоящее время Партнерство объединяет 106 хозяйствующих субъектов Сибирского Федерального Округа с консолидированным банком активов в 360 млрд. руб.

Одна из основных целей Партнерства заключается в формировании и реализации Программы, направленной на реформирование экономического базиса регионов путем реорганизации слаборазвитых и ограниченных в своих финансово-экономических возможностях хозяйствующих субъектов — членов Партнерства в мощные компании/группы компаний, способные конкурировать с производителями Европы и других стран мира. Реализация такой программы в условиях дефицита обращаемой в стране денежной массы и инвестиций требует первоочередного решения проблемы усиления финансовых потоков, организации эффективной системы взаиморасчетов, активизации инвестирования.

С этой целью Партнерством разработана программа генерирования финансовых инструментов — корпоративных ценных бумаг со статусом фондовых капиталов региона (краткосрочных хозяйственных обязательств хозяйствующих субъектов, простых корпоративных дисконтных векселей, инвестиционных сертификатов и т.п.), выпускаемых для обеспечения планового финансирования инновационных и экологических проектов на территории Сибирского Федерального Округа, в т. ч. обеспечивающих приоритет инвестиционной мобилизации для реиндустриализации импортозамещения.

На сегодняшний день в рамках этой программы Партнерством организована электронная биржа, где обращаются корпоративные ценные бумаги, выпущенные  предприятиями — членами Партнерства  (см. WWW.Agroprodpark.ru.). Управляющая Компания  Консолидированным фидуциарным Банком активов  на протяжении 12 – лет является ЗАО «Консалтинг Плюс». Это Общество, в статусе Управляющей Компании, сгенерировало ряд социально – значимых региональных проектов на территории СФО, в том числе социально ориентированный проект, связанный с реконструкцией и модернизаций рыбного перерабатывающего комплекса Мурманского рыбокомбината, что в свою очередь даст мощный толчок в развитии Северного Морского Пути в силу того, что основные национальные морские акватории с богатыми рыбными запасами сконцентрированы, сегодня, в Дальневосточных регионах РФ, а уровень инфраструктуры и недостаточное наличие перерабатывающих мощностей, наряду с финансовыми проблемами, диктует необходимость задействовать экономические активы отрасли в других регионах России, включая Мурманскую область.

В свою очередь, объективно, развитие Северного Морского пути, как следствие объединения ключевых управленческих ресурсов и внешних компетенций, предприятий рыбодобывающей отрасли РФ в лице ОАО «Мурманский рыбокомбинат» и отраслевых предприятий Камчатского Края, приведет к реализации межгосударственного экономического проекта возрождения Великого шелкового пути — создание единого транспортного коридора Китай — Россия, а Мурманский порт является, в настоящее время, воротами кратчайшего морского пути в Европу и ряд других зарубежных стран.

Деятельность ЗАО «Консалтинг Плюс» органически вписывается в комплекс организационно — правовых мероприятий, которые осуществляются в рамках программы СНПЭК МНП «Агропродпарк» по возвращению в экономику России материальных активов, которые в силу определенных причин, либо не используются вообще, либо имеют оборот в серых схемах хозяйствующих субъектов, но также реализует программу овеществления нематериальных активов — специальных, исключительных, лицензионных, квотируемых, патентных и иных прав, включая обоснованно рассчитанные производственные мощности,  применить которые, сегодня, в реальном товарно — денежном обороте на территории РФ невозможно.

Программа овеществления нематериальных (а зачастую и не профильных, низко ликвидных для конкретных хозяйствующих субъектов материальных) активов в корпоративных ценных бумагах — краткосрочных хозяйственных обязательствах сроком от одного года до трех лет, в том числе в форме простых корпоративных дисконтных векселей хозяйствующих субъектов, позволяет получить реальные предметы монетизации через оборот адресных ценных бумаг на вне биржевом рынке, включая их применение в качестве средств взаиморасчётов, в краткосрочном периоде, между группами хозяйствующих субъектов, по взаимной договоренности между ними.

Наличие вне биржевых корпоративных ценных бумаг в хозяйственном обороте региональных экономик, кроме возможности проведения сделок — репо, с привлечением банков, как финансовых операторов хозяйственной деятельности, позволит, в том числе, монетизировать бюджетные строки целевого финансирования как региональных, так и Федерального бюджетов, в периоды кассовых разрывов между поступающими в бюджет денежными потоками и затратными бюджетными платежами через механизм заключения договоров поручительства по ценным бумагам третьих лиц, подписания договорных обязательств по солидарной ответственности (авалирования) ценных бумаг и т.д.

В данном плане интересен опыт нашего сотрудничества с Правительством Камчатского Края, где во исполнением Постановления Правительства РФ о строительстве в каждом регионе РФ туристическо — рекреационных комплексов, нами была предпринята попытка овеществить имущественные права Застройщика (Заказчика) — владельца земельного участка под застройку, как ключевой фигуры проекта, на будущие квадратные метры санаториев, домов отдыха и туристических баз в корпоративных ценных бумагах с номиналами в соответствии с себестоимостью строительства.

Региональное Правительство и Краевое Законодательное собрание, исходя из наличия региональной бюджетной строки и плановых трансфертных платежей из Федерального бюджета на финансирование проекта «Туристическо — рекреационный комплекс долина Паратунка», рассматривали возможность заключения договора солидарной ответственности (аваля) по корпоративным ценным бумагам Застройщика, обеспеченных имущественными правами на будущие объекты капитального строительства, с участием Краевого Министерства финансов.

Застройщик имел реального инвестора, который изъявил желание финансировать проект при условии реальных гарантий со стороны конечного бенефициара строительства, при этом категорически (видимо в силу определенных личных причин) отказался проходить утвержденную бюрократическую процедуру: рассмотрение финансовой части проекта в Краевом Агентстве инвестиционного развития, вынесение этой части проекта на рассмотрение инвестиционного совета при губернаторе Края, и т.д. и т.п.

Сегодня, после принятия Правительством РФ целого ряда Федеральных законов о концессиях, концессионных соглашениях, включая базовый закон «О государственно – частном партнерстве», можно смело строить моделирование региональных форм самофинансирования, вне зависимости от трансфертных поступлений из Федерального бюджета, в том числе таких деривативов, как концессионные облигации.

Основными способами оптимизации работы предприятий, в рамках построения

новой финансово – экономической модели, на наш взгляд, будут:

  1. Проведение полной инвентаризации активов
  2. Экскурс в историю организации предприятия и методы его адаптации к работе в условиях рыночной экономики
  3. Тотальное законное юридическое, финансово – экономическое, бухгалтерское и налоговое оформление всех активов.
  4. Передача первой части наиболее рентабельных и ликвидных активов в Уставный фонд специально зарегистрированного для этих целей дочернего Общества с ограниченной ответственностью в собственности существующего владельца.
  5. Передача второй части наиболее рентабельных и ликвидных активов в доверительное управление сторонним, но надежно аффилированным с существующим собственником,  юридическим лицам.
  6. 100 % — ное овеществление активов в корпоративные ценные бумаги –краткосрочные хозяйственные обязательства, в том числе в форме простых, дисконтных, корпоративных векселях, в рамках ФЗ – 335 «Об инвестиционном товариществе» с последующей их передачей по договору домициляции (учет, обращение, гашение и т.д.) в региональный или иной банк.
  7. Передача активов, в том числе овеществленных в хозяйственных обязательствах, в Консолидированный фидуциарный Банк активов инвестиционного товарищества для последующего оформления в доверительное управление Управляющей Компании – аффилированной с хозяйствующим субъектом.
  8. Организация работы по договорам аутсорсинга с передачей активов аутсорсеру.
  9. Формальное обременение (сервитут) на корпоративные ценные бумаги, в том числе:

— по договорам мены с аффилированными хозяйствующими субъектами,

— по договорам залога ценных бумаг контрагентам в качестве обеспечения собственных обязательств перед ними,

— по договорам домициляции,  открытие счетов – депо в банках и депонирование на них корпоративных ценных бумаг,

— по договорам купли-продажи,  использование корпоративных ценных бумаг в качестве исключительного временного средства платежа (суррогатные деньги) между аффилированными контрагентами по взаимной договоренности между ними,

— по учредительным договорам,  использование корпоративных ценных бумаг в качестве взноса в Уставный капитал аффилированного юридического лица,

— по договорам гарантии,  использование КХО (в том числе в формате векселей) в качестве Performance Bond — финансовая гарантия исполнения договорных обязательств  перед контрагентом,  при получении предварительной оплаты, как факт подтверждающий платежеспособность.

Основными  направлениями в области  консультаций и переподготовки

имеющегося менеджмента для оптимизации работы предприятий в условиях применения новой финансово – экономической модели, скорее всего, станут:

  1. Стратегическое планирование.
  2. Включение предприятия в сеть поставок по евразийским и иным централизованным контрактам, маркетинг и продажи своей консалтинговой продукции.
  3. Применение единых требований к производственным и логистическим процессам.
  4. Управление финансами.
  5. Знание и управление своим производствам.
  6. Развитие новых продуктов.
  7. Внедрение информационных технологий, баз данных, систем принятия решений и т д.
  8. Осуществление администрирования.
  9. Осуществление правовой поддержки.
  10. Руководство человеческими ресурсами.
  11. Обеспечение безопасности.
  12. Обеспечение связей с государством, общественностью и рекламой.

 

 Новая финансово – экономическая модель позволит исключить:

  • серьёзные ссоры партнёров друг с другом;
  • целевую покупку кредиторской задолженности компании с целью рейдерского захвата;
  • частые просьбы собственников о предоставлении документации, относящейся к коммерческой тайне;
  • недовольство миноритарных собственников;
  • частые проверки налоговых органов;
  • чересчур острую борьбу с конкурентами, вплоть до выходящей за пределы законного поля, в том числе на уровне регионального и Федерального Правительств;
  • множественные подачи исков в суд, в т. ч. от лица соучредителей;
  • внутрикорпоративные конфликты.

Особое внимание при размещении этой дискуссионной статьи на страницах газеты

«…………………..» хотелось бы уделить обобщению опыта работы Потребительского Кооператива «Премимоторс» (Председатель Лукичев Николай Валентинович) в части популяризации его пайщиками форм и методов работы в сфере аграрного производства в условиях функционирования новой финансово – экономической модели.

Прежде всего, это практика ПК «Премимоторс» по организации на территории Алтайского Край Общества взаимного страхования для группы сельскохозяйственных предприятий и КФХ.

С принятием Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ
«О взаимном страховании» российские коммерческие страховщики получили серьезного конкурента в лице Обществ  взаимного страхования (далее ОВС).

Взаимное страхование — это специфический сектор страхового рынка, который, наряду со страховой защитой, обеспечивает участников страховых отношений инвестиционными ресурсами и где соединение страхователя и страховщика происходит в одном лице.

Взаимное страхование близко к таким известным россиянам понятиям, как взаимная поддержка, касса взаимопомощи и взаимная ответственность.

В дореволюционной России товарищества и ОВС были распространены практически повсеместно и покрывали ущербы от пожаров, наводнений, неурожаев, а среди российского купечества — от порчи грузов, коммерческих рисков и т.д., но наиболее серьезное развитие получили в конце XIX начале XX века.

Несмотря на введение в 1921 г. государственной монополии на страхование и создание единой системы Госстраха, в системе Потребкооперации взаимное страхование действовало до середины 50-х годов прошлого столетия.

Рынок взаимного страхования в развитых странах вполне сопоставим с рынком коммерческого страхования, и его значение повышается с развитием экономики. Например, взаимное страхование охватывает до 90% рынка страхования жизни и до 40% рынка страхования недвижимости, транспорта и других объектов.

Цель взаимного страхования — не извлечение прибыли, а реальная страховая защита страхователей по минимальной цене. Эта цель достигается отсутствием прибыли в цене страховых продуктов, регулированием доходов расходами ОВС, использованием доходов от инвестиционной деятельности для снижения цены страхования, а также активным использованием арсенала риск — менеджмента.

Взаимное страхование можно рассматривать как эффективный инструмент (хай — тек) построения системы финансово-экономических и производственных взаимоотношений между предприятиями и организациями различных отраслей и сфер экономики, форм собственности и уровней  пространственной организации хозяйства (регионального, федерального, межгосударственного).

ОВС — это добровольное объединение юридических и физических лиц в некоммерческую организацию, внутри которой они размещают общие для всех участников риски непредвиденных случаев уничтожения имущества от стихийных бедствий, пожаров, хищений, при травматизме, заболевании, преждевременной смерти или смерти по старости и др.

Важно отметить, что организационно-правовая форма ОВС, популяризацией которой активно занимается ПК «Премимоторс», направлена на реализацию принципа взаимности. Это решается созданием обществ, ответственность которых ограничена не суммой уставного капитала, а гарантиями оплаты будущих убытков. Такое решение удовлетворяет требования органов государственного надзора за страховой деятельностью и обеспечено законодательно.

В отличие от коммерческих страховых компаний, ОВС зарабатывает деньги не для себя, а для тех, кого страхует.

Страховые фонды ОВС после выплаты компенсаций по ущербам не становятся доходами отдельных лиц, как в иных страховых компаниях, а переходят на следующий год в качестве остатков страховых взносов, которые необходимо лишь пополнять. Использование фондов не ограничивается финансированием профилактических мероприятий, а может быть направлено на инвестирование развития реального сектора экономики.

Страховой интерес участников ОВС совпадает с инвестиционным и, таким образом, организационно-экономические и финансовые основы взаимного страхования максимально упрощают механизм использования финансовых ресурсов страхования для инвестирования участников страховых отношений.

В любой момент участники могут выйти из ОВС с возвратом принадлежащих им денежных сумм.

Взаимоотношения между участниками ОВС строятся преимущественно на партнерской основе. ОВС объединяются в союзы или ассоциации, в рамках которых могут реализоваться отношения перестрахования.

Конкурентные отношения во взаимном страховании весьма ограничены. Обусловлено это тем, что организационно ОВС формируются на профессиональной основе, по отраслевому принципу, территориальному признаку и т. д. Кроме того, ОВС предлагают различные условия взаимного страхования, потенциальные страхователи имеют право выбора, в том числе и к организации Общества взаимного страхования. Вместе с тем для успешного проведения взаимного страхования необходимо достаточно обширное страховое поле, что не исключает возможность появления конкурентных отношений. Отношения конкуренции также привносятся различными финансовыми институтами, заинтересованными в использовании финансовых потоков ОВС, а также обеспечивающими различную доходность при размещении инвестиционных ресурсов ОВС.

В целом можно отметить, что Общество взаимного страхования:

— является некоммерческой организацией со всеми вытекающими особенностями;

— не имеет учредителей, заинтересованных в страховом бизнесе только как средстве для получения прибыли;

— имеет право, в отличие от страховых компаний, без всякого ограничения в выборе финансовых инструментов, инвестировать средства  страховых и иных резервов;

— не имеет требований к размеру уставного капитала, как некоммерческая организация;

— может, но не обязано перестраховывать риски в иных, монополизировавших страховые функции, страховых компаниях, куда в настоящий момент многие страхователи вынуждены отправлять для создания страховых резервов значительные денежные суммы. Деньги членов Общества, страхующихся в Обществе, не уходят, таким образом, перестраховочным фирмам, а накапливаются на своих счетах для полной защиты от рисков, которые могут возникнуть при наступлении страхового случая и, при отсутствии перестрахования рисков, при этом используется Резервный фонд, создаваемый самим Обществом;

— способно в несколько раз увеличить, по сравнению с коммерческими страховыми компаниями, размер Резерва предупредительных мероприятий, который создается всеми страховыми компаниями (от 5% до 15% от суммы взносов) и возвращается предприятию в виде затрат на снижение рисков;

— не нуждается в посреднических услугах страховых брокеров;

— является действительно страховым учреждением в классическом понимании этого слова.

Общества взаимного страхования позволяют:

-инвестировать в экономику региона через институт страхования финансовые ресурсы страхователей (финансовые ресурсы страхователей являются одновременно инвестиционными ресурсами);

-значительно сократить отток средств из региона в виде страховых взносов региональных хозяйствующих субъектов и частных лиц в страховые компании и филиалы, имеющие нерегиональную «прописку» (деньги региона должны оставаться в регионе);

— создать серьёзные финансовые резервы для решения социальных и других проблем, стоящих перед регионом (через мобилизацию и эффективное управление денежными ресурсами, а также использование различных форм риск — менеджмента);

— привлечь финансовые ресурсы населения, не участвующего в страховых программах из-за недоверия к действующим коммерческим страховым компаниям и отсутствия альтернативы (в том числе в виде ОВС), а также привлечь ресурсы «теневого» сектора экономики (через взаимное страхование);

— принять страхование специфических рисков, которое коммерческие страховые компании на себя не возьмут никогда;

— обеспечить реальную защиту страховых интересов населения, предприятий и организаций различных форм собственности (связанных с профессиональной деятельностью, отраслевой, производственной и территориальной принадлежностью);

— создать понятную и доступную систему долгосрочного страхования, которая укрепит доверие граждан к институту страхования;

— создать в регионе целостную систему страхования (коммерческого и некоммерческого), что упростит государственное регулирование деятельности страховых организаций;

— взаимодействовать с зарубежными инвесторами и партнерами по понятным сторонам правилам;

— создать участникам Общества систему взаимной страховой защиты имущественных интересов друг друга на возможно лучших условиях;

— страхование в ОВС производится по тарифам, которые наиболее приемлемы для всех членов Общества;

— у ОВС отсутствуют стимулы для рискованных вложений временно свободных средств (резервных) и нет ограничений по инвестициям (как в коммерческом страховании), что способствует надежности ОВС;

— при необходимости ОВС может совмещать деятельность некоммерческой и коммерческой страховой организации, оказывая услуги сторонним лицам (как физическим, так и юридическим), но при этом необходимо получение соответствующей лицензии;

— возможность создания негосударственного фонда социальной защиты участников ОВС, в том числе пенсионного;

— возможность создания лизинговых некоммерческих учреждений, организация факторинговых операций для членов ОВС, при минимизации всех расходов по их организации и ведении, в том числе и по налогообложению;

— для ОВС характерна непотопляемость, устойчивость в управлении и функционировании. При падении стоимости акций коммерческой страховой компании, её может купить другая компания и при этом сменить управляющих. Общество взаимного страхования нельзя купить или продать.

Второй аспект деятельности ПК «Премимоторс» — активного участника Сибирского научно – производственного экологического кластера межрегионального некоммерческого  партнерства «Агропродпарк» (инвестиционное товарищество), который, также следует осветить в рамках настоящей статьи, это реализация комплексной программы, связанной с выпуском корпоративных ценных бумаг — краткосрочных хозяйственных обязательств в форме простых дисконтных векселей зерновых хозяйств, обеспеченных будущим урожаем пшеницы 2020 – 2022 годов. Эта программа во многом позволила не только производить оплату договоров страхования будущего урожая 2020 года фактически векселями зерновых хозяйств, но и производить обмен векселей зерновых хозяйств на векселя нефтедобывающих компаний Сибирского Федерального Округа, что в свою очередь, обеспечило им своевременные поставки ГСМ, гарантированное получение субсидий из Федерального бюджета и обеспечило  рентабельность продаж  зерна на зерновом рынке.

            Несколько слов из пред истории.

 В сентябре 2019 г. в ПК «Премимоторс» с проблемой падения объемов реализации ГСМ обратились два нефти – трейдера, работающих на Антипинском и Сургутском НПЗ, причина – запрет нефтедавальцев отгружать нефтепродукты сельскохозяйственным предприятиям без предварительной 100 % оплаты. Этот запрет относился, так же, и  к посевной компании 2020  г.

В декабре 2020 г. в потребительский кооператив обратилась группа страховых компаний из г. Москва с просьбой помочь решить проблему падения объемов страхования в сфере аграрного производства, а также  с предложением разместить консолидированный с иностранными страховыми компаниями страховой капитал, полученный от лизинговых компаний Западной Европы, в страхование урожая 2020 года на территориях Сибирских регионов.

Ежегодно с проблемой реализации зерновых сталкиваются сельскохозяйственные предприятия.  Государство в малых  объемах (до 10 % от объемов урожая в регионе) на основе проведения интервенционных закупок, приобретает для государственных нужд продовольственную пшеницу 3 – его класса по цене, зачастую, неудовлетворяющей зерно производителей, а основную массу выращенного зерна, вследствие этого, покупают зерновые  перекупщики. Практически полное отсутствие оборотных средств, невозможность получить банковский кредит (большинство предприятий сельскохозяйственного комплекса относятся к 4 – 5 – ой категории заемщиков), побудило отдел финансового консалтинга потребительского кооператива разработать схему использования единственного и относительно ликвидного актива Российских аграриев – зерно будущего урожая, с целью овеществить его в деривативы  4 – ого уровня   в рамках ФЗ – 335 «Об инвестиционном товариществе» в краткосрочные хозяйственные обязательства (на срок до 360 дней), в том числе в форме простых дисконтных корпоративных векселей, векселедателем которых  явилось само хозяйство.

Таким образом, комплексная программа позволила:

1) Овеществить в корпоративных ценных бумагах не материальные активы аграрного хозяйствующего субъекта – будущий урожай, который в сегодняшних реалиях отечественной экономики невозможно отразить в балансе и, следовательно, невозможно применить в финансово – хозяйственном обороте предприятия.

2) Получить гарантированный сбыт зерна по цене интервенций в рамках фьючерсного договора – соглашения об обязательном обратном выкупе собственных долговых обязательств путем отгрузки пшеницы по итогам сбора урожая.

3)  Участвовать, посредством продаж зерновых векселей, в торгах по реализации зерна в других регионах на условиях  самовывоз Франко – склад хозяйства без реального перемещения товара.

4) Дала возможность монетизировать бюджетные строки как регионального, так и Федерального бюджетов, направленные на поддержку аграриев, при отсутствии их реального денежного наполнения, через юридические механизмы солидарной ответственности и авалирования корпоративных ценных бумаг.

5) Позволила региональной власти снять с себя зависимость, в части получения трансфертных платежей на поддержку аграриев из Федерального бюджета, включив механизм самофинансирования и внутреннего инвестирования хозяйств региона за счет фондовых региональных капиталов, чем ослабила нагрузку на Федеральный бюджет.

6) Сконцентрировала  ключевые рыночные ресурсы и внешние компетенции для получения синергетического эффекта с целью адаптации аграрных хозяйств к постоянно изменяющимся условиям отечественной бизнес – среды в сфере аграрного производства для получения максимально прибыли от финансово – хозяйственной деятельности в сфере агропромышленного производства (аграрный аутсорсинг).

Надеюсь, что публикация данной статьи даст повод открыть дискуссионную площадку на страницах газеты «………………»  в одном из журналистских  жанров: заметка, репортаж, интервью, информационная корреспонденция, информационный отчет, блиц – опрос, в том числе в форме вопрос – ответ.

 

5 декабря 2020 года.   Ю.А. Хлопин

 

 

 

Поделиться:
  • Add to favorites
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Memori.ru
  • Сто закладок